Рекомендации по организации и проведению МАСТЕР-КЛАССА

Мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики.

Мастер-класс — это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания.

Особенности мастер-класса:

Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшие стереотипы; Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий  провести обмен мнениями;

Создание условий для включения всех в активную деятельность;       Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

Приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера (педагога, ведущего мастер-класс), так и участников мастер-класса;

Формы, методы, технологии работы предлагают, а не навязывают участникам;

Представление  возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

Процесс познания гораздо важнее, чем само знание;

Форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

При подготовке мастер-класса следует обратить внимание на то, что в технологии его проведения главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы Мастера.

Мастер класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, средства для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующий элемент — проблемная ситуация. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов.

Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция — групповая работа. Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задания, важно, чтобы были задействованы все.

Афиширование — представление результатов деятельности мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, проектов, схем, решений).

Разрыв — внутреннее осознание участников мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность. Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеи, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.

Эффективность. Результативность для каждого участника мастер-класса. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия.

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Тэги:

Комментарии

Это не спам.
сделано dimoning.ru