Городское МО — Общие вопросы кружковой работы

На занятиях кружка учащиеся со­вершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации об­щения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Кружок готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способст­вует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Как правило, кружок объединяет единомышленников, увлечен­ных предметом, желающих закрепить и пополнить свои зна­ния, участвовать в коллективных видах деятельности.

Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя, совершенствования его методического мастерства. В процессе подготовки и прове­дения занятий учитель может проверить правильность своих предположений и гипотез, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготов­ленных им материалов (тексты, ситуации для языковых и ро­левых игр, средства наглядности, ИКТ), их влияние на формирова­ние личности школьника.

Кружковые занятия по своему содержанию и структуре бли­же к уроку иностранного языка, нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублируют его. Очень часто они исполняют роль промежуточного звена между уро­ком и различными формами внеклассной работы. В выборе структуры занятий и их содержания учитывается, что дети пришли на них после напряженного трудового дня и им необ­ходим отдых, переключение на новые виды деятельности.

Опыт подсказывает несколько вариантов проведения заня­тий. Один из них допускает объединение учащихся всех воз­растов, увлекающихся различными видами деятельности: чте­нием, говорением, инсценированием и драматизацией, прослу­шиванием  и  разучиванием  песен  на  изучаемом  языке.

Другим вариантом проведения занятий является объедине­ние учащихся с более или менее однородной языковой подго­товкой для достижения единой цели — совершенствования уме­ний и навыков устной речи или чтения. На занятиях этого кружка имеется возможность планировать общие для всех коллективные формы работы. Распространенные кружки этого типа: «Говорим на изучаемом языке», «Читаем на изучаемом языке», «Знакомимся со страной изучаемого языка» и др.

Наиболее популярным в школьной практике является кру­жок комбинированного типа, на занятиях которого школьники занимаются различными видами деятельности: играют, разучи­вают стихи и песни, обсуждают прочитанные тексты, просмот­ренные видеофильмы и кинофильмы, выпускают стенгазеты и бюллетени, драматизируют диалоги, осуществляют постановку инсценировок и спектаклей, учатся писать письма на изучае­мом языке, общаться со сверстниками по Интернету, ведут подготовку внеклассных мероприятий
и т. д. Экономичность и эффективность подобного кружка, его значе­ние в создании единой системы учебной и внеурочной работы по предмету не вызывают сомнения.

Независимо от типа кружка в подготовке и проведении его занятий необходимо учитывать следующие общие требования:

  1. воспитывающий и развивающий характер материалов и за­даний, их практическую направленность;
  2. обращенность тема­тики работы кружка, его форм и методов к различным сторо­нам познавательной деятельности учащихся: интеллектуальной (активный  поиск, догадка, понимание целевых установок и го­товность к их выполнению), эмоциональный (радость позна­ния, переживание эмоций удивления, ожидания нового, успеха, удовлетворения и т. д.), волевой (инициативность, способность к постановке   и   решению  задач,   готовность  довести  дело  до конца);
  3. творческий подход к планированию и реализации задач, отсутствие однообразия и шаблона в работе;
  4. наличие логической связи между отдельными занятиями кружка; опора на знания, умения и навыки, полученные учащимися на уро­ках.

Участие в работе кружка добровольное. Однако следует до­биваться образования постоянного состава кружка, соблюдения определенных правил, регулирующих его деятельность. Они вырабатываются совместно учителем и учащимися и доводят­ся до сведения всех членов кружка. Занятия проводятся один раз в неделю по стабильному расписанию, включенному в об­щешкольное расписание. Количество членов кружка зависит от направления его работы. Так, в том случае, если основное внимание на его занятиях уделяется совершенствованию уме­ний и навыков устной речи, в нем могут заниматься не более 10-12 школьников.

На первом занятии учитель знакомится с составом кружка, объясняет учащимся, чем они будут заниматься, выявляет уровень их языковой подготовленности и интересы, наличие дружеских связей, мотивы, побудившие записаться именно в этот кружок. Структура занятий и содержание работы кружка определяются исходя из его целевых установок, особенностей контингента учащихся с учетом возможностей школы, лично­сти и уровня педагогического мастерства учителя.

В зависимости от этапа изучения иностранного языка изме­няется соотношение видов деятельности на занятиях кружка. Так, в 5—6-х классах дети выполняют действия по аналогии с заданным образцом, участвуют в управляемых диалогах, овла­девают техникой чтения, аудируют небольшие тексты, постро­енные с использованием изученного речевого материала. Ос­новное внимание обращается на создание необходимой базы для расширения коммуникативных возможностей предмета.

В 7-9-х классах учащиеся предпочитают различные виды деятельности, в ходе которых они знакомятся со страной изу­чаемого языка, участвуют в речевом общении, приближенном к реальным условиям их жизни. Процесс овладения иностран­ным языком на занятиях кружка должен формировать позна­вательные интересы учащихся, способствовать духовному ста­новлению личности.

Старшеклассники при условии соответствующей подготовки активно участвуют в обсуждении прочитанных книг и филь­мов, стремятся сравнить изображаемые события и героев с те­ми, которые им уже известны, установить причинно-следствен­ные связи, объяснить поступки героев обстоятельствами их жизни. Многих из них привлекает профессионально-направлен­ное изучение иностранного языка. В этой связи возрастает роль чтения текстов различных функциональных стилей, по­является  возможность  обучать  учащихся   некоторым   приемам

В организации работы кружка необходимо учитывать веду­щие стимулы, побуждающие учащихся посещать его занятия, такие, как: для 5-6-х классов -новизна предмета, разнообра­зие и увлекательность форм и видов деятельности; для 7-9-х классов — возможность узнать новые интересные сведения о стране изучаемого языка, ее истории, обычаях и традициях; для 10-11-х классов наряду с интересом к стране изучаемого языка и деятельности молодежных организаций профессио­нальные интересы — возможность приобрести знания, умения и навыки, необходимые по избранной специальности, узнать сведения, которые будут полезны в занятиях по другим пред­метам и т. д. На всех этапах работы кружка особый интерес для учащихся представляют общение со своими сверстниками вне урока, личность учителя — руководителя кружка, наличие прямой и обратной связи с учебным процессом, что повышает практическую значимость овладения иноязычной деятельно­стью вне урока. Желательно, чтобы тематика работы кружка дополняла и углубляла материалы урока, способствовала их более прочному усвоению, предусматривала связь с жизнью учащихся и стимулировала их потребность в общении.

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся на занятиях кружка

В зависимости от намеченных задач, интересов и возраста детей, уровня их речевой компетентности руководитель вправе предложить членам кружка любой вид деятельности. Задачи совершенствования умений и навыков аудирования, говорения и чтения во внеурочное время могут решаться изолированно или параллельно с развитием игровой и художественно-испол­нительской деятельности детей. На начальном этапе работы кружка более предпочтительным является второе направление, так как оно дает возможность создать на занятиях необходи­мый эмоционально-эстетический тонус, расширить диапазон творческой активности ребенка, в какой-то мере преодолеть ис­кусственность условий изучения иностранного языка в школе. Ребенок с готовностью откликается на порученное ему дело не только потому, что ему хочется получше овладеть иностран­ным языком, но и потому, что для негр привлекательны иг­ры, исполнение песен детей страны изучаемого языка, разучи­вание их хороводов, постановка драматизации, инсценировок, выразительное чтение стихов и т. д. Задача совершенствования речевых умений и навыков в этом случае как бы скрыта от ребенка.

Важным направлением работы кружка является целенаправ­ленное и осознанное учащимися совершенствование речевых умений и навыков в процессе выполнения специальных зада­ний на аудирование, говорение и чтение. По своему характеру они либо резко отличаются от традиционно используемых на уроках иностранного языка, либо дополняют и расширяют их.

Задача учителя заключается в том, чтобы выбрать приемле­мое направление, реализовать предложенные виды кружковой деятельности или, оттолкнувшись от них, в соответствии со своим опытом и возможностями разработать собственную ме­тодику работы кружка.

Аудирование и говорение

Аудирование и говорение — два взаимосвязанных вида ре­чевой деятельности.

Одно из главных целевых назначений аудирования на заня­тиях кружка — подготовить учащихся к восприятию содержа­ния внеклассных мероприятий по предмету. Это учитывается в отборе материалов для аудирования. Включая аудирование в план занятий кружка, необходимо также принимать во внима­ние, что оно требует крайне напряженной психической дея­тельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключе­ние внимания слушающего. В связи с этим руководителю кружка важно знать, что захотят услышать дети, с помощью каких приемов и средств следует поддерживать их активность в процессе аудирования. Так же как и в учебном процессе, аудирование вне урока имеет свою периодизацию, обусловлен­ную общевозрастными и индивидуальными особенностями школьников и их речевым опытом.

Одним из методических приемов, повышающих активность слухового восприятия детей на начальном этапе является диа­лог учителя с куклой, выполняющей различные действия. Ре­плики куклы, записанные  в исполне­нии старшеклассников, воспринимаются более естественно и эмоционально. Достаточный набор разнообразных кукол и уме­ние учителя оперировать ими в процессе аудирования позво­ляют закрепить в устной речи материал, содержащий изучен­ную на уроке лексику, грамматику, речевые структуры. Реак­ция детей на диалог с помощью куклы — достаточный пока­затель их аудитивной компетенции. Большой интерес вызыва­ют задания на отгадывание описываемого в рассказе лица (предмета, явления), выполнение распоряжений учителя, ма­нипулирование с рисунками и предметами по ходу рассказа (раскладывание рисунков в той последовательности, в какой они иллюстрируют рассказ, выбор рисунков, соответствующих содержанию прослушанного рассказа, расстановка мебели, оде­вание куклы и т. д.), изображение в пантомиме или рисунке содержания рассказа, исправление неточностей и т. д.

Индивидуализированные задания повышают активность слу­хового восприятия. С их помощью организуются соревнования, в ходе которых одни учащиеся выражают свое согласие или несогласие, другие оформляют подписи к иллюстративному материалу, третьи отвечают на вопросы учителя. Индивидуа­лизация процесса аудирования предполагает также подготовку материалов, представляющих личностную значимость для чле­нов кружка: об их участии в жизни школы, общественно по­лезном труде, деятельности пионерской организации, событиях личной жизни и т. д.

В процессе подготовки аудирования на занятиях кружка учителю необходимо четко определить его конкретные задачи:

  1. формирование умений и навыков восприятия иноязычной речи;
  2. обсуждение прослушанного;
  3. организация сообщений учащихся по аналогии с прослушанным образцом (диалоги, описания и т. д.).

Содержание текста на аудирование и выбор упражнений и заданий по нему должны быть адекватны по­ставленной цели. На мой взгляд, на занятиях кружка на сред­нем и завершающем этапах установочные задания и задания по прослушанному тексту следует формулировать таким обра­зом, чтобы с их помощью стимулировать мотивацию школь­ников, создавать для них проблемные ситуации, развивать вы­борочное восприятие наиболее значимой информации, показы­вать способы практического использования полученных в ходе аудирования знаний.

К числу заданий, стимулирующих рече-мыслительную активность учащихся относятся следующие:

  1. ска­жите, что показалось вам самым важным и интересным в про­слушанном тексте, и обоснуйте свое мнение;
  2. сравните факты, о которых вы узнали, с тем, что вам было известно ранее;
  3. объясните, почему вы одобряете (не одобряете) действия главного героя рассказа;
  4. скажите, на занятиях по какому предмету (в какой жизненной ситуации) вы сможете приме­нить полученные знания;
  5. подумайте, как бы вам хотелось завершить описанные в тексте события и т. д.

Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать рассказу другую концовку, оценить действия главного персонажа, ответить на вопрос, как бы они поступили на его месте.

Активность слухового воспри­ятия учащихся стимулируют задания соревновательного харак­тера:

  1. прослушайте текст и проставьте на листках бумаги но­мера предложений, соответствующих содержанию прослушан­ного текста (предложения выписаны на доску до прослушива­ния текста);
  2. прослушайте текст и угадайте имена действую­щих персонажей (текст составлен по мотивам известных уча­щимся сказок, рассказов, фильмов, событий).

Существует реальная возможность формирования умений и навыков устной речи на основе аудирования на занятиях кружка. Наиболее предпочтительными являются способы, кото­рые создают ситуации естественного речевого общения, стиму­лируют учащихся высказаться, обменяться мнениями, эконо­мичны по времени. Задания по прослушанному тексту долж­ны быть творческими, отличными от тех, которые выполня­ются на уроке. Желательно, чтобы они имели проблемный ха­рактер, побуждали учащихся применять в ответах полученные

В качестве эффективного приема управления деятельностью учащихся на занятиях кружка рекомендуется назначение на роль консультантов хорошо успевающих по предмету учени­ков. Учащиеся младших классов воспринимают такое назначе­ние как игру и охотно в нее включаются, в то время как для старшеклассников это и поощрение доверием, и возмож­ность проверить свои педагогические способности и развить их. Такая организация работы частично способствует решению проблемы индивидуализации процесса формирования речевых умений и навыков — учитель беседует с отдельными членами кружка, помогает им подготовиться к предстоящей деятельно­сти, в то время как назначенный им консультант проводит за­нятия с остальными.

Особо следует сказать о значении ролевой игры в организа­ции речевой деятельности учащихся на всех этапах. Она дает ребенку возможность проявить себя как личность в воспроиз­ведении материала, на базе которого проходит общение. Есте­ственной основой для ролевой игры является способность че­ловека к перевоплощению, подражанию.

Некоторые методисты рекомендуют не препятствовать ис­пользованию родного языка в отдельных случаях, тем более это неизбежно, когда участники игры увлечены и им недостает языковых средств для выражения задуманного на изучаемом языке. Слишком затянутое по времени проведение ролевой иг­ры приводит к снижению темпа речи и потере интереса к со­держанию разговора у ее участников.

Создавая высокий уровень мотивации, ролевая игра осво­бождает учителя от необходимости быть постоянно в центре общения. Его функция заключается в том, что он организует и вдохновляет участников, обеспечивает необходимый уровень языковой подготовленности и затем становится наблюдателем или партнером в одной из групп, время от времени контроли­руя ход игры и оказывая помощь учащимся в случае затруд­нения. При этом он помнит, что паузы и грамматические ошибки неизбежны в любом диалоге и его вмешательство мо­жет быть воспринято учащимися как ограничение свободы об­щения, как превращение игры в обыкновенную учебную дея­тельность с ее неизбежной оценкой результатов, как отсутствие веры в их возможности.

При всем разнообразии сюжетов в играх отражается при­мерно одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе. Учителю необходимо четко осознавать ту грань, за рамками которой игра перестает быть естественной ситуацией общения и ставит ребенка перед необ­ходимостью выполнять роль, к которой он не готов не только в языковом отношении, но и в социальном плане. Когда ребе­нок испытывает дефицит жизненного опыта, питающего его актерские способности, фантазию, не находит средств для са­мовыражения в силу психологической скованности, вряд ли игра доставит ему удовольствие.

Чтение

В силу специфики внеклассной работы ролевая игра на за­нятиях кружка должна проводиться в соответствии с ситуа­цией, стимулирующей естественное речевое общение.

Чтение литературы на иностранном языке привлекает учи­телей как цель и как средство обучения. В некоторых случаях чтение является основой для рецептивного и экспрессивного видов речевой деятельности, в других — оно используется с целью извлечения информации, служит способом удовлетворе­ния познавательных потребностей. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человече­ства, знакомится с искусством и жизнью других народов. Про­цесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности.

Согласно принятой ныне методике устного опережения к чтению необходимо приступать, когда у учащихся отработаны артикуляция и произнесение звуков, слогов и даже небольших фраз, накоплен достаточный лексический запас и сформирован определенный языковый опыт. Учитывая, что чтение вне уро­ка должно восприниматься учащимися как приятное и полез­ное занятие, желательно начинать работу над ним именно тог­да, когда у учащихся в какой-то мере сформирован механизм чтения. По мнению учителей, этот момент наступает в III-IV чет­верти 6-го класса, и очень важно своевременно привлечь уча­щихся к участию в работе кружка, подкрепить их интерес к языку и развить формирующиеся умения и навыки чтения.

В организации чтения на начальном этапе необходимо по­мнить о том, что отработанность артикуляции определяет ка­чество чтения. Работа над произнесением звуков, слогов, слов, синтагм, фраз и самого текста — необходимый компонент за­нятий кружка в 6-м классе. Лучше, если она проводится с использо-ванием магнитофона, интонационной разметки, элемен­тов дирижирования,
в которое включаются и сами учащиеся. Работа над фонетической отработкой текста сочетается с пере­водом незнакомых слов, объяснением грамматических явле­ний, переводом наиболее сложных предложений текста.

Учитывая тот факт, что на начальном этапе полезно чтение вслух со снятыми трудностями, особое значение приобретает работа над выразительным чтением текстов. В связи с этим с самого начала работы кружка учащиеся должны получить представление о том, как передаются в изучаемом языке раз­личные чувства и эмоции: гнев, возмущение, удивление, ра­дость, восхищение, презрение и т. д. С этой целью включают­ся специальные тренировочные упражнения, которые выпол­няются с использованием записи на магнитной ленте. Уча­щиеся имитируют диктора сначала со зрительной опорой на текст, затем без нее. В качестве наглядности используются гра­фическая разметка мелодии, дирижерские жесты учителя и са­мих учащихся.

На занятиях кружка в 6-7-х классах обучение чтению удачно сочетается с заучиванием наизусть четверостиший, рифмовок, пословиц и поговорок, небольших прозаических от­рывков, с драматизацией диалогов. В организации этой работы учителю очень важно обеспечить право выбора, показать наи­более привлекательные стороны предложенного материала, до­биться личностного к нему отношения, при этом учитывая индивидуальные особенности учащихся: склонность к прозе или поэзии, способность к заучиванию наизусть, любовь к дра­матизации, интерес к музыкальному сопровождению, особенно­сти произношения и дикции, а также уровень владения язы­ком и техникой чтения.

В целях создания положительного эмоционального настроя многие учителя используют занимательные игры и соревнования. Например, следующие:

  1. Игра «Кто больше читал?». Две команды получают карточ­ки, на каждой из них равное количество имен писателей. За­дача команд—как можно быстрее и правильнее назвать на­писанные ими произведения. Задание можно варьировать: на карточках выписать названия произведений или имена героев этих произведений.
  2. Игра «Внимательный читатель». Учащиеся получают текст и контрольную карточку, на которой содержится тот же текст с небольшими изменениями. Прочитав текст, они должны оз­накомиться с содержанием контрольной карточки и опре­делить, насколько точно контрольный текст передает содер­жание прочитанного; исправить утверждения, не соответствую­щие содержанию текста; дополнить информацию карточки су­щественными деталями и фактами. Задания можно выполнять письменно. Вариант. Подбираются иллюстрации (из книг и Журналов) или рисунки, выполненные учащимися. Задание: опре­делить, соответствует ли то, что изображено на рисунках и ил­люстрациях, содержанию прочитанного текста. В случае если имеются несоответствия, назвать их.
  3. Литературная эстафета «Кто наберет больше очков?». (Проводится после прочтения одного или нескольких расска­зов.) На доске прикреплены два листа бумаги, разделенные на две части. На левой стороне каждого листа написано по 5-7 вопросов, а на правой — оставлено место для ответов. Сорев­нуются две команды с одинаковым количеством игроков. По знаку ведущего первый в команде должен подбежать к доске и написать фломастером ответ на первый вопрос. Затем он воз­вращается и передает фломастер следующему участнику ко­манды. Если ученик не знает ответа на вопрос, он должен сделать прочерк. Каждый участник эстафеты отвечает только на один вопрос, который соответствует его порядковому номе­ру в команде. По окончании игры учитель или ведущий под­водит итоги эстафеты. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко, за неправильный — 0.
  4. Игра в «переводчика». Учащимся предлагается прочитать текст и перевести его на русский язык. Оценивается правиль­ность перевода.
  5. Игра в «библиотеку». Члены кружка рисования подготовили обложки и иллюстрации к произведениям, известным уча­щимся. Задача членов кружка определить названия этих про­изведений, их автора и также сделать подписи под иллюстра­циями. Эту игру можно провести как соревнование команд. Каждая команда получает комплект обложек и иллюстраций. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справит­ся с заданием.
  6. Игра «Кто быстрее?». Учитель раздает учащимся карточки с предложениями на русском языке. Задание: найти в тексте эквивалентные им предложения и выписать их в тетрадь. По­беждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
  7. Игра «Угадай». Учитель выписывает на доску несколько предложений (эпизодов) из ранее прочитанных рассказов. Уча­щиеся должны как можно быстрее определить, из какого рас­сказа они взяты.
  8. Игра «О ком это сказано?». На доске выписаны в две ко­лонки прилагательные и глаголы. Задание — определить, для характеристики каких персонажей использованы эти слова.
  9. Игра «Цепочка». Двум командам дается задание переска­зать ранее прочитанные разные по содержанию тексты. По­беждает команда, которая быстрее справится с заданием, не допустив при этом ошибок. Количество предложений в пере­сказе должно равняться количеству членов команды.
  10. Игра «Будем знатоками языка». Учащиеся должны запи­сать на карточках эквиваленты новых слов или выражений, которые употреблены в прочитанном тексте. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием. Дополнитель­ные очки получают учащиеся, записавшие самые необходимые для обсуждения текста или его пересказа слова.
  11.  Игра «Кто знает лучше?». Перед чтением книги учащиеся изучают биографию автора. Им дана установка: узнать как можно больше интересных сведений о нем. Когда работа за­вершена, все члены кружка делятся на две команды. Каждая команда в порядке очередности сообщает какой-либо факт из жизни и деятельности писателя. Побеждает команда, которая подготовила наибольшее количество интересных фактов и су­мела сообщить о них на изучаемом языке.
  12.  Игра «Кто больше задаст вопросов по прочитанному тек­сту?»
  13. (Вариант: «Кто правильнее ответит на вопросы?»). Две команды поочередно задают друг другу вопросы по прочитан­ному тексту и отвечают на них. Побеждает та команда, кото­рая задала больше вопросов по тексту или правильнее ответи­ла на вопросы соперников.
  14. Игра «Разрезанные тексты». Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста. Задания: 1) составить из отрывков единый текст; 2) определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения). Найти им соответст­вующее место в тексте.
  15. Игра «Справочное бюро». Участники игры должны, быс­тро просмотрев тексты, сообщить «туристам» интересующую их информацию о стране изучаемого языка.

Опыт организации подобных игр и соревнований на заня­тиях кружка свидетельствует о том, что они стимулируют ин­терес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относиться к чтению. Этой же цели служат и читательские конкурсы. Их условно делят на три вида:

I. Конкурс по прочитанному тексту:

  1. составьте план прочитанного рассказа;
  2. опишите по памяти какое-либо действующее лицо из прочитанного произ­ведения;
  3. ответьте на вопросы по содержанию текста и т. д.

II. Конкурс по серии (не больше двух-трех) прочитанных текстов:

  1. ответьте на три вопроса по содержанию каждого из про­читанных текстов;
  2. подготовьте серию иллюстраций к одно­му из прочитанных рассказов и сделайте к ним подписи на изучаемом языке;
  3. представьте на конкурс свои словари с наиболее понравившимися вам словами и предложениями, ил­люстрирующими их употребление;
  4. напишите краткий пере­сказ любого понравившегося вам эпизода из прочитанного;
  5. напишите рядом с именем одного из героев рассказа его поло­жительные и отрицательные качества (задание можно упро­стить, выписав на доске прилагательные, глаголы и наречия, необходимые для характеристики);
  6. посоветуйте своему другу в письме, какой рассказ ему лучше прочесть и почему.

III. Конкурс с использованием незнакомого текста:

Драматизация и инсценирование

Эти виды художественной самодеятельности наиболее при­влекают учащихся 5-8-х классов, так как отвечают внутрен­ним потребностям подростков в творческой активности, в об­щении со своими сверстниками по интересам. В процессе дра­матизации школьники совершенствуют умения и навыки диа­логической речи, учатся выразительно читать свои роли, овла­девают некоторыми элементами сценической грамоты. Подго­товка драматизации развивает творческое воображение и худо­жественный вкус. Значение драматизации в овладении умения­ми и навыками речевой деятельности определяется прежде всего тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые свя­зи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке.

Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляет­ся прежде всего в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересован­ность участников и достаточный уровень их речевой компетент­ности. Одним из способов усиления личностного отношения учащихся 5-6-х классов к драматизируемым событиям, повы­шающим мотивированность их деятельности и эмоциональ­ный тонус, является отбор материала (диалоги, ситуации, тек­сты), в котором отражены события личной жизни детей и их близких, события в жизни школы, семейные праздники.

Начальным этапом в обучении приемам драматизации мо­жет быть разыгрывание по ролям изучаемого текста учебника или близкого к нему по содержанию текста из книги для до­полнительного чтения. Материалы для драматизации могут быть выбраны самим учителем. Подготовка идет последова­тельно по этапам:

  1. чтение и перевод драматизируемого тек­ста;
  2. прослушивание образцов чтения ролей в записи на магнитной ленте, в  исполнении учителя;
  3. беседа о харак­терах персонажей и способах их передачи при чтении;
  4. от­работка выразительного чтения ролей;
  5. заучивание ролей;
  6. воспроизведение диалога по ролям.

Специфика драматизации заключается в том, что одновре­менно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрите­лям.

Доброжелательными репликами учитель поощряет уча­щихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц. Для большинства учащихся 5-6-х классов драматизация — это продолжение их детских игр в «дочки-матери», «в больницу».

Хоровое пение

Хоровое пение на изучаемом языке имеет большое значе­ние в формировании личности, так как дает возможность объ­единить процесс овладения иноязычной коммуникативной дея­тельностью с развитием музыкального слуха и вокально-хоровых навыков и знакомством с музыкальной культурой страны изучаемого языка.

Основными целями кружка хорового пения являются созда­ние положительной мотивации к изучению иностранного язы­ка, совершенствование слухопроизносительных навыков, закреп­ление и расширение запаса лексики, воспитание интереса к музыкальной культуре, обычаям и традициям страны изуча­емого языка. Развитие у учащихся вокально-хоровых навыков, музыкально-эстетического вкуса — сопутствующая задача, так как учитель иностранного языка не является квалифицирован­ным специалистом в области пения.

На занятиях кружка могут присутствовать 15-20 учащихся, проявивших интерес к разучиванию и прослушиванию песен на изучаемом языке. В ходе организации хорового пения учи­тель выясняет, кто из учащихся посещает музыкальную шко­лу, имеет дома музыкальные инструменты, какие песни любят в семье и т. д. Он также предлагает им прослушать фонозапи­си некоторых песен на изучаемом языке и выявляет, какие из них понравились больше и почему. Сведения, полученные в беседе с учащимися, помогут учителю в составлении про­граммы,   планов  занятий  кружка   и   проводимых   мероприятий.

Выбор песен для разучивания на занятиях кружка опреде­ляется поставленной учителем задачей, музыкальными интере­сами учащихся, уровнем их языковой подготовленности. Боль­шой популярностью у учащихся всех возрастов пользуются иг­ровые песни, которые сопровождают детские подвижные игры, хороводно-игровые песни, в основе которых лежит драматиче­ская игра, игровое перевоплощение в сказочных гномов, зве­рей, птиц и т. д., и хороводные песни, организующие и ритми­зующие народные танцы.

Как показывает опыт учителей школ, песня помогает не только в активизации пройденного учебного материала, но и является эффективным средством овладения новым фонетиче­ским, лексическим и грамматическим материалом. Даже са­мые слабые, с трудом усваивающие иностранный язык учени­ки, как правило, затрачивают много времени и усилий для то­го, чтобы запомнить слова полюбившейся им песни. Учащие­ся 5-6 классов с удовольствием разучивают песни детей страны изучаемого языка, шуточные, народные песни, хороводные, игровые песни, сопровождаемые движениями, танцами, инсце­нированием. В 6-7-х классах очень популярны песни из извест­ных кино- и мультфильмов, в том числе и переведенные на изу­чаемый язык. Учащиеся как бы открывают их заново, удивляясь особенностям перевода, узнавая новые слова и выражения. В ра­боте с этими песнями учитель больше внимания уделяет тексту нежели музыкальному сопровождению.

В зависимости от поставленной цели песни можно исполь­зовать для лучшего усвоения учебного материала, ознакомле­ния учащихся с музыкальной культурой и традициями стра­ны изучаемого языка, организации досуга учащихся и снятия усталости на уроке. Одна из первых песен в программе кружка — песня об алфавите. Она помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и прочно запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите. Впоследствии это поможет при работе со словарем легко и быстро отыскивать нужное слово. Если учитель поста­вил целью научить учащихся произносить трудный для них звук, то при выборе песни учитывается частотность повторе­ния звука в словах песни. В любом изучаемом языке есть пес­ни с элементами звукоподражания (пение птиц, звуки, издава­емые животными, насекомыми, журчание воды, шелест трав и листвы и т. п.), которые дети очень любят и старательно вос­производят не только звуки, но и интонацию в процессе разу­чивания текста.

С помощью песен, рассказывающих о школе, доме, буднич­ных заботах, работе в саду, поле, уходе за животными и т. д., можно ввести и закрепить новый лексический материал. Вы­бор песни с тематической лексикой и время ее разучивания зависят от изучаемой по программе темы. Исполнение такой песни участниками хорового кружка на уроке в момент изуче­ния темы активизирует внимание всего класса, повышает эф­фективность усвоения новых слов.         Некоторые песни способст­вуют лучшему усвоению структуры предложений различных коммуникативных типов, временных форм глаголов, модаль­ных глаголов, местоимений и другого грамматического матери­ала. Как правило, они разучиваются на занятиях кружка вслед за изучением материала на уроке.

Использованная литература:

  1. С.Н. Савина «Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе»,  серия «Библиотека учителя иностранного языка», М., «Просвещение», 1991.
  2. Под. ред. М.К. Колкова «Методики обучения иностранным языкам в средней школе», пособие для учителей, аспирантов и студентов. С-Пб., «Каро», 2006.
  3. Л.В. Калинина «Предметная неделя английского языка в школе», «Библиотека учителя», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

Тэги:

Комментарии

Это не спам.
сделано dimoning.ru