Городское МО — Общие вопросы кружковой работы
На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Кружок готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Как правило, кружок объединяет единомышленников, увлеченных предметом, желающих закрепить и пополнить свои знания, участвовать в коллективных видах деятельности.
Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя, совершенствования его методического мастерства. В процессе подготовки и проведения занятий учитель может проверить правильность своих предположений и гипотез, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготовленных им материалов (тексты, ситуации для языковых и ролевых игр, средства наглядности, ИКТ), их влияние на формирование личности школьника.
Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку иностранного языка, нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублируют его. Очень часто они исполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы. В выборе структуры занятий и их содержания учитывается, что дети пришли на них после напряженного трудового дня и им необходим отдых, переключение на новые виды деятельности.
Опыт подсказывает несколько вариантов проведения занятий. Один из них допускает объединение учащихся всех возрастов, увлекающихся различными видами деятельности: чтением, говорением, инсценированием и драматизацией, прослушиванием и разучиванием песен на изучаемом языке.
Другим вариантом проведения занятий является объединение учащихся с более или менее однородной языковой подготовкой для достижения единой цели — совершенствования умений и навыков устной речи или чтения. На занятиях этого кружка имеется возможность планировать общие для всех коллективные формы работы. Распространенные кружки этого типа: «Говорим на изучаемом языке», «Читаем на изучаемом языке», «Знакомимся со страной изучаемого языка» и др.
Наиболее популярным в школьной практике является кружок комбинированного типа, на занятиях которого школьники занимаются различными видами деятельности: играют, разучивают стихи и песни, обсуждают прочитанные тексты, просмотренные видеофильмы и кинофильмы, выпускают стенгазеты и бюллетени, драматизируют диалоги, осуществляют постановку инсценировок и спектаклей, учатся писать письма на изучаемом языке, общаться со сверстниками по Интернету, ведут подготовку внеклассных мероприятий
и т. д. Экономичность и эффективность подобного кружка, его значение в создании единой системы учебной и внеурочной работы по предмету не вызывают сомнения.
Независимо от типа кружка в подготовке и проведении его занятий необходимо учитывать следующие общие требования:
- воспитывающий и развивающий характер материалов и заданий, их практическую направленность;
- обращенность тематики работы кружка, его форм и методов к различным сторонам познавательной деятельности учащихся: интеллектуальной (активный поиск, догадка, понимание целевых установок и готовность к их выполнению), эмоциональный (радость познания, переживание эмоций удивления, ожидания нового, успеха, удовлетворения и т. д.), волевой (инициативность, способность к постановке и решению задач, готовность довести дело до конца);
- творческий подход к планированию и реализации задач, отсутствие однообразия и шаблона в работе;
- наличие логической связи между отдельными занятиями кружка; опора на знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках.
Участие в работе кружка добровольное. Однако следует добиваться образования постоянного состава кружка, соблюдения определенных правил, регулирующих его деятельность. Они вырабатываются совместно учителем и учащимися и доводятся до сведения всех членов кружка. Занятия проводятся один раз в неделю по стабильному расписанию, включенному в общешкольное расписание. Количество членов кружка зависит от направления его работы. Так, в том случае, если основное внимание на его занятиях уделяется совершенствованию умений и навыков устной речи, в нем могут заниматься не более 10-12 школьников.
На первом занятии учитель знакомится с составом кружка, объясняет учащимся, чем они будут заниматься, выявляет уровень их языковой подготовленности и интересы, наличие дружеских связей, мотивы, побудившие записаться именно в этот кружок. Структура занятий и содержание работы кружка определяются исходя из его целевых установок, особенностей контингента учащихся с учетом возможностей школы, личности и уровня педагогического мастерства учителя.
В зависимости от этапа изучения иностранного языка изменяется соотношение видов деятельности на занятиях кружка. Так, в 5—6-х классах дети выполняют действия по аналогии с заданным образцом, участвуют в управляемых диалогах, овладевают техникой чтения, аудируют небольшие тексты, построенные с использованием изученного речевого материала. Основное внимание обращается на создание необходимой базы для расширения коммуникативных возможностей предмета.
В 7-9-х классах учащиеся предпочитают различные виды деятельности, в ходе которых они знакомятся со страной изучаемого языка, участвуют в речевом общении, приближенном к реальным условиям их жизни. Процесс овладения иностранным языком на занятиях кружка должен формировать познавательные интересы учащихся, способствовать духовному становлению личности.
Старшеклассники при условии соответствующей подготовки активно участвуют в обсуждении прочитанных книг и фильмов, стремятся сравнить изображаемые события и героев с теми, которые им уже известны, установить причинно-следственные связи, объяснить поступки героев обстоятельствами их жизни. Многих из них привлекает профессионально-направленное изучение иностранного языка. В этой связи возрастает роль чтения текстов различных функциональных стилей, появляется возможность обучать учащихся некоторым приемам
В организации работы кружка необходимо учитывать ведущие стимулы, побуждающие учащихся посещать его занятия, такие, как: для 5-6-х классов -новизна предмета, разнообразие и увлекательность форм и видов деятельности; для 7-9-х классов — возможность узнать новые интересные сведения о стране изучаемого языка, ее истории, обычаях и традициях; для 10-11-х классов наряду с интересом к стране изучаемого языка и деятельности молодежных организаций профессиональные интересы — возможность приобрести знания, умения и навыки, необходимые по избранной специальности, узнать сведения, которые будут полезны в занятиях по другим предметам и т. д. На всех этапах работы кружка особый интерес для учащихся представляют общение со своими сверстниками вне урока, личность учителя — руководителя кружка, наличие прямой и обратной связи с учебным процессом, что повышает практическую значимость овладения иноязычной деятельностью вне урока. Желательно, чтобы тематика работы кружка дополняла и углубляла материалы урока, способствовала их более прочному усвоению, предусматривала связь с жизнью учащихся и стимулировала их потребность в общении.
Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся на занятиях кружка
В зависимости от намеченных задач, интересов и возраста детей, уровня их речевой компетентности руководитель вправе предложить членам кружка любой вид деятельности. Задачи совершенствования умений и навыков аудирования, говорения и чтения во внеурочное время могут решаться изолированно или параллельно с развитием игровой и художественно-исполнительской деятельности детей. На начальном этапе работы кружка более предпочтительным является второе направление, так как оно дает возможность создать на занятиях необходимый эмоционально-эстетический тонус, расширить диапазон творческой активности ребенка, в какой-то мере преодолеть искусственность условий изучения иностранного языка в школе. Ребенок с готовностью откликается на порученное ему дело не только потому, что ему хочется получше овладеть иностранным языком, но и потому, что для негр привлекательны игры, исполнение песен детей страны изучаемого языка, разучивание их хороводов, постановка драматизации, инсценировок, выразительное чтение стихов и т. д. Задача совершенствования речевых умений и навыков в этом случае как бы скрыта от ребенка.
Важным направлением работы кружка является целенаправленное и осознанное учащимися совершенствование речевых умений и навыков в процессе выполнения специальных заданий на аудирование, говорение и чтение. По своему характеру они либо резко отличаются от традиционно используемых на уроках иностранного языка, либо дополняют и расширяют их.
Задача учителя заключается в том, чтобы выбрать приемлемое направление, реализовать предложенные виды кружковой деятельности или, оттолкнувшись от них, в соответствии со своим опытом и возможностями разработать собственную методику работы кружка.
Аудирование и говорение
Аудирование и говорение — два взаимосвязанных вида речевой деятельности.
Одно из главных целевых назначений аудирования на занятиях кружка — подготовить учащихся к восприятию содержания внеклассных мероприятий по предмету. Это учитывается в отборе материалов для аудирования. Включая аудирование в план занятий кружка, необходимо также принимать во внимание, что оно требует крайне напряженной психической деятельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключение внимания слушающего. В связи с этим руководителю кружка важно знать, что захотят услышать дети, с помощью каких приемов и средств следует поддерживать их активность в процессе аудирования. Так же как и в учебном процессе, аудирование вне урока имеет свою периодизацию, обусловленную общевозрастными и индивидуальными особенностями школьников и их речевым опытом.
Одним из методических приемов, повышающих активность слухового восприятия детей на начальном этапе является диалог учителя с куклой, выполняющей различные действия. Реплики куклы, записанные в исполнении старшеклассников, воспринимаются более естественно и эмоционально. Достаточный набор разнообразных кукол и умение учителя оперировать ими в процессе аудирования позволяют закрепить в устной речи материал, содержащий изученную на уроке лексику, грамматику, речевые структуры. Реакция детей на диалог с помощью куклы — достаточный показатель их аудитивной компетенции. Большой интерес вызывают задания на отгадывание описываемого в рассказе лица (предмета, явления), выполнение распоряжений учителя, манипулирование с рисунками и предметами по ходу рассказа (раскладывание рисунков в той последовательности, в какой они иллюстрируют рассказ, выбор рисунков, соответствующих содержанию прослушанного рассказа, расстановка мебели, одевание куклы и т. д.), изображение в пантомиме или рисунке содержания рассказа, исправление неточностей и т. д.
Индивидуализированные задания повышают активность слухового восприятия. С их помощью организуются соревнования, в ходе которых одни учащиеся выражают свое согласие или несогласие, другие оформляют подписи к иллюстративному материалу, третьи отвечают на вопросы учителя. Индивидуализация процесса аудирования предполагает также подготовку материалов, представляющих личностную значимость для членов кружка: об их участии в жизни школы, общественно полезном труде, деятельности пионерской организации, событиях личной жизни и т. д.
В процессе подготовки аудирования на занятиях кружка учителю необходимо четко определить его конкретные задачи:
- формирование умений и навыков восприятия иноязычной речи;
- обсуждение прослушанного;
- организация сообщений учащихся по аналогии с прослушанным образцом (диалоги, описания и т. д.).
Содержание текста на аудирование и выбор упражнений и заданий по нему должны быть адекватны поставленной цели. На мой взгляд, на занятиях кружка на среднем и завершающем этапах установочные задания и задания по прослушанному тексту следует формулировать таким образом, чтобы с их помощью стимулировать мотивацию школьников, создавать для них проблемные ситуации, развивать выборочное восприятие наиболее значимой информации, показывать способы практического использования полученных в ходе аудирования знаний.
К числу заданий, стимулирующих рече-мыслительную активность учащихся относятся следующие:
- скажите, что показалось вам самым важным и интересным в прослушанном тексте, и обоснуйте свое мнение;
- сравните факты, о которых вы узнали, с тем, что вам было известно ранее;
- объясните, почему вы одобряете (не одобряете) действия главного героя рассказа;
- скажите, на занятиях по какому предмету (в какой жизненной ситуации) вы сможете применить полученные знания;
- подумайте, как бы вам хотелось завершить описанные в тексте события и т. д.
Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать рассказу другую концовку, оценить действия главного персонажа, ответить на вопрос, как бы они поступили на его месте.
Активность слухового восприятия учащихся стимулируют задания соревновательного характера:
- прослушайте текст и проставьте на листках бумаги номера предложений, соответствующих содержанию прослушанного текста (предложения выписаны на доску до прослушивания текста);
- прослушайте текст и угадайте имена действующих персонажей (текст составлен по мотивам известных учащимся сказок, рассказов, фильмов, событий).
Существует реальная возможность формирования умений и навыков устной речи на основе аудирования на занятиях кружка. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями, экономичны по времени. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, отличными от тех, которые выполняются на уроке. Желательно, чтобы они имели проблемный характер, побуждали учащихся применять в ответах полученные
В качестве эффективного приема управления деятельностью учащихся на занятиях кружка рекомендуется назначение на роль консультантов хорошо успевающих по предмету учеников. Учащиеся младших классов воспринимают такое назначение как игру и охотно в нее включаются, в то время как для старшеклассников это и поощрение доверием, и возможность проверить свои педагогические способности и развить их. Такая организация работы частично способствует решению проблемы индивидуализации процесса формирования речевых умений и навыков — учитель беседует с отдельными членами кружка, помогает им подготовиться к предстоящей деятельности, в то время как назначенный им консультант проводит занятия с остальными.
Особо следует сказать о значении ролевой игры в организации речевой деятельности учащихся на всех этапах. Она дает ребенку возможность проявить себя как личность в воспроизведении материала, на базе которого проходит общение. Естественной основой для ролевой игры является способность человека к перевоплощению, подражанию.
Некоторые методисты рекомендуют не препятствовать использованию родного языка в отдельных случаях, тем более это неизбежно, когда участники игры увлечены и им недостает языковых средств для выражения задуманного на изучаемом языке. Слишком затянутое по времени проведение ролевой игры приводит к снижению темпа речи и потере интереса к содержанию разговора у ее участников.
Создавая высокий уровень мотивации, ролевая игра освобождает учителя от необходимости быть постоянно в центре общения. Его функция заключается в том, что он организует и вдохновляет участников, обеспечивает необходимый уровень языковой подготовленности и затем становится наблюдателем или партнером в одной из групп, время от времени контролируя ход игры и оказывая помощь учащимся в случае затруднения. При этом он помнит, что паузы и грамматические ошибки неизбежны в любом диалоге и его вмешательство может быть воспринято учащимися как ограничение свободы общения, как превращение игры в обыкновенную учебную деятельность с ее неизбежной оценкой результатов, как отсутствие веры в их возможности.
При всем разнообразии сюжетов в играх отражается примерно одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе. Учителю необходимо четко осознавать ту грань, за рамками которой игра перестает быть естественной ситуацией общения и ставит ребенка перед необходимостью выполнять роль, к которой он не готов не только в языковом отношении, но и в социальном плане. Когда ребенок испытывает дефицит жизненного опыта, питающего его актерские способности, фантазию, не находит средств для самовыражения в силу психологической скованности, вряд ли игра доставит ему удовольствие.
Чтение
В силу специфики внеклассной работы ролевая игра на занятиях кружка должна проводиться в соответствии с ситуацией, стимулирующей естественное речевое общение.
Чтение литературы на иностранном языке привлекает учителей как цель и как средство обучения. В некоторых случаях чтение является основой для рецептивного и экспрессивного видов речевой деятельности, в других — оно используется с целью извлечения информации, служит способом удовлетворения познавательных потребностей. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности.
Согласно принятой ныне методике устного опережения к чтению необходимо приступать, когда у учащихся отработаны артикуляция и произнесение звуков, слогов и даже небольших фраз, накоплен достаточный лексический запас и сформирован определенный языковый опыт. Учитывая, что чтение вне урока должно восприниматься учащимися как приятное и полезное занятие, желательно начинать работу над ним именно тогда, когда у учащихся в какой-то мере сформирован механизм чтения. По мнению учителей, этот момент наступает в III-IV четверти 6-го класса, и очень важно своевременно привлечь учащихся к участию в работе кружка, подкрепить их интерес к языку и развить формирующиеся умения и навыки чтения.
В организации чтения на начальном этапе необходимо помнить о том, что отработанность артикуляции определяет качество чтения. Работа над произнесением звуков, слогов, слов, синтагм, фраз и самого текста — необходимый компонент занятий кружка в 6-м классе. Лучше, если она проводится с использо-ванием магнитофона, интонационной разметки, элементов дирижирования,
в которое включаются и сами учащиеся. Работа над фонетической отработкой текста сочетается с переводом незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом наиболее сложных предложений текста.
Учитывая тот факт, что на начальном этапе полезно чтение вслух со снятыми трудностями, особое значение приобретает работа над выразительным чтением текстов. В связи с этим с самого начала работы кружка учащиеся должны получить представление о том, как передаются в изучаемом языке различные чувства и эмоции: гнев, возмущение, удивление, радость, восхищение, презрение и т. д. С этой целью включаются специальные тренировочные упражнения, которые выполняются с использованием записи на магнитной ленте. Учащиеся имитируют диктора сначала со зрительной опорой на текст, затем без нее. В качестве наглядности используются графическая разметка мелодии, дирижерские жесты учителя и самих учащихся.
На занятиях кружка в 6-7-х классах обучение чтению удачно сочетается с заучиванием наизусть четверостиший, рифмовок, пословиц и поговорок, небольших прозаических отрывков, с драматизацией диалогов. В организации этой работы учителю очень важно обеспечить право выбора, показать наиболее привлекательные стороны предложенного материала, добиться личностного к нему отношения, при этом учитывая индивидуальные особенности учащихся: склонность к прозе или поэзии, способность к заучиванию наизусть, любовь к драматизации, интерес к музыкальному сопровождению, особенности произношения и дикции, а также уровень владения языком и техникой чтения.
В целях создания положительного эмоционального настроя многие учителя используют занимательные игры и соревнования. Например, следующие:
- Игра «Кто больше читал?». Две команды получают карточки, на каждой из них равное количество имен писателей. Задача команд—как можно быстрее и правильнее назвать написанные ими произведения. Задание можно варьировать: на карточках выписать названия произведений или имена героев этих произведений.
- Игра «Внимательный читатель». Учащиеся получают текст и контрольную карточку, на которой содержится тот же текст с небольшими изменениями. Прочитав текст, они должны ознакомиться с содержанием контрольной карточки и определить, насколько точно контрольный текст передает содержание прочитанного; исправить утверждения, не соответствующие содержанию текста; дополнить информацию карточки существенными деталями и фактами. Задания можно выполнять письменно. Вариант. Подбираются иллюстрации (из книг и Журналов) или рисунки, выполненные учащимися. Задание: определить, соответствует ли то, что изображено на рисунках и иллюстрациях, содержанию прочитанного текста. В случае если имеются несоответствия, назвать их.
- Литературная эстафета «Кто наберет больше очков?». (Проводится после прочтения одного или нескольких рассказов.) На доске прикреплены два листа бумаги, разделенные на две части. На левой стороне каждого листа написано по 5-7 вопросов, а на правой — оставлено место для ответов. Соревнуются две команды с одинаковым количеством игроков. По знаку ведущего первый в команде должен подбежать к доске и написать фломастером ответ на первый вопрос. Затем он возвращается и передает фломастер следующему участнику команды. Если ученик не знает ответа на вопрос, он должен сделать прочерк. Каждый участник эстафеты отвечает только на один вопрос, который соответствует его порядковому номеру в команде. По окончании игры учитель или ведущий подводит итоги эстафеты. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко, за неправильный — 0.
- Игра в «переводчика». Учащимся предлагается прочитать текст и перевести его на русский язык. Оценивается правильность перевода.
- Игра в «библиотеку». Члены кружка рисования подготовили обложки и иллюстрации к произведениям, известным учащимся. Задача членов кружка определить названия этих произведений, их автора и также сделать подписи под иллюстрациями. Эту игру можно провести как соревнование команд. Каждая команда получает комплект обложек и иллюстраций. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.
- Игра «Кто быстрее?». Учитель раздает учащимся карточки с предложениями на русском языке. Задание: найти в тексте эквивалентные им предложения и выписать их в тетрадь. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
- Игра «Угадай». Учитель выписывает на доску несколько предложений (эпизодов) из ранее прочитанных рассказов. Учащиеся должны как можно быстрее определить, из какого рассказа они взяты.
- Игра «О ком это сказано?». На доске выписаны в две колонки прилагательные и глаголы. Задание — определить, для характеристики каких персонажей использованы эти слова.
- Игра «Цепочка». Двум командам дается задание пересказать ранее прочитанные разные по содержанию тексты. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием, не допустив при этом ошибок. Количество предложений в пересказе должно равняться количеству членов команды.
- Игра «Будем знатоками языка». Учащиеся должны записать на карточках эквиваленты новых слов или выражений, которые употреблены в прочитанном тексте. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием. Дополнительные очки получают учащиеся, записавшие самые необходимые для обсуждения текста или его пересказа слова.
- Игра «Кто знает лучше?». Перед чтением книги учащиеся изучают биографию автора. Им дана установка: узнать как можно больше интересных сведений о нем. Когда работа завершена, все члены кружка делятся на две команды. Каждая команда в порядке очередности сообщает какой-либо факт из жизни и деятельности писателя. Побеждает команда, которая подготовила наибольшее количество интересных фактов и сумела сообщить о них на изучаемом языке.
- Игра «Кто больше задаст вопросов по прочитанному тексту?»
- (Вариант: «Кто правильнее ответит на вопросы?»). Две команды поочередно задают друг другу вопросы по прочитанному тексту и отвечают на них. Побеждает та команда, которая задала больше вопросов по тексту или правильнее ответила на вопросы соперников.
- Игра «Разрезанные тексты». Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста. Задания: 1) составить из отрывков единый текст; 2) определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения). Найти им соответствующее место в тексте.
- Игра «Справочное бюро». Участники игры должны, быстро просмотрев тексты, сообщить «туристам» интересующую их информацию о стране изучаемого языка.
Опыт организации подобных игр и соревнований на занятиях кружка свидетельствует о том, что они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относиться к чтению. Этой же цели служат и читательские конкурсы. Их условно делят на три вида:
I. Конкурс по прочитанному тексту:
- составьте план прочитанного рассказа;
- опишите по памяти какое-либо действующее лицо из прочитанного произведения;
- ответьте на вопросы по содержанию текста и т. д.
II. Конкурс по серии (не больше двух-трех) прочитанных текстов:
- ответьте на три вопроса по содержанию каждого из прочитанных текстов;
- подготовьте серию иллюстраций к одному из прочитанных рассказов и сделайте к ним подписи на изучаемом языке;
- представьте на конкурс свои словари с наиболее понравившимися вам словами и предложениями, иллюстрирующими их употребление;
- напишите краткий пересказ любого понравившегося вам эпизода из прочитанного;
- напишите рядом с именем одного из героев рассказа его положительные и отрицательные качества (задание можно упростить, выписав на доске прилагательные, глаголы и наречия, необходимые для характеристики);
- посоветуйте своему другу в письме, какой рассказ ему лучше прочесть и почему.
III. Конкурс с использованием незнакомого текста:
Драматизация и инсценирование
Эти виды художественной самодеятельности наиболее привлекают учащихся 5-8-х классов, так как отвечают внутренним потребностям подростков в творческой активности, в общении со своими сверстниками по интересам. В процессе драматизации школьники совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Подготовка драматизации развивает творческое воображение и художественный вкус. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется прежде всего тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке.
Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется прежде всего в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересованность участников и достаточный уровень их речевой компетентности. Одним из способов усиления личностного отношения учащихся 5-6-х классов к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала (диалоги, ситуации, тексты), в котором отражены события личной жизни детей и их близких, события в жизни школы, семейные праздники.
Начальным этапом в обучении приемам драматизации может быть разыгрывание по ролям изучаемого текста учебника или близкого к нему по содержанию текста из книги для дополнительного чтения. Материалы для драматизации могут быть выбраны самим учителем. Подготовка идет последовательно по этапам:
- чтение и перевод драматизируемого текста;
- прослушивание образцов чтения ролей в записи на магнитной ленте, в исполнении учителя;
- беседа о характерах персонажей и способах их передачи при чтении;
- отработка выразительного чтения ролей;
- заучивание ролей;
- воспроизведение диалога по ролям.
Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.
Доброжелательными репликами учитель поощряет учащихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц. Для большинства учащихся 5-6-х классов драматизация — это продолжение их детских игр в «дочки-матери», «в больницу».
Хоровое пение
Хоровое пение на изучаемом языке имеет большое значение в формировании личности, так как дает возможность объединить процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью с развитием музыкального слуха и вокально-хоровых навыков и знакомством с музыкальной культурой страны изучаемого языка.
Основными целями кружка хорового пения являются создание положительной мотивации к изучению иностранного языка, совершенствование слухопроизносительных навыков, закрепление и расширение запаса лексики, воспитание интереса к музыкальной культуре, обычаям и традициям страны изучаемого языка. Развитие у учащихся вокально-хоровых навыков, музыкально-эстетического вкуса — сопутствующая задача, так как учитель иностранного языка не является квалифицированным специалистом в области пения.
На занятиях кружка могут присутствовать 15-20 учащихся, проявивших интерес к разучиванию и прослушиванию песен на изучаемом языке. В ходе организации хорового пения учитель выясняет, кто из учащихся посещает музыкальную школу, имеет дома музыкальные инструменты, какие песни любят в семье и т. д. Он также предлагает им прослушать фонозаписи некоторых песен на изучаемом языке и выявляет, какие из них понравились больше и почему. Сведения, полученные в беседе с учащимися, помогут учителю в составлении программы, планов занятий кружка и проводимых мероприятий.
Выбор песен для разучивания на занятиях кружка определяется поставленной учителем задачей, музыкальными интересами учащихся, уровнем их языковой подготовленности. Большой популярностью у учащихся всех возрастов пользуются игровые песни, которые сопровождают детские подвижные игры, хороводно-игровые песни, в основе которых лежит драматическая игра, игровое перевоплощение в сказочных гномов, зверей, птиц и т. д., и хороводные песни, организующие и ритмизующие народные танцы.
Как показывает опыт учителей школ, песня помогает не только в активизации пройденного учебного материала, но и является эффективным средством овладения новым фонетическим, лексическим и грамматическим материалом. Даже самые слабые, с трудом усваивающие иностранный язык ученики, как правило, затрачивают много времени и усилий для того, чтобы запомнить слова полюбившейся им песни. Учащиеся 5-6 классов с удовольствием разучивают песни детей страны изучаемого языка, шуточные, народные песни, хороводные, игровые песни, сопровождаемые движениями, танцами, инсценированием. В 6-7-х классах очень популярны песни из известных кино- и мультфильмов, в том числе и переведенные на изучаемый язык. Учащиеся как бы открывают их заново, удивляясь особенностям перевода, узнавая новые слова и выражения. В работе с этими песнями учитель больше внимания уделяет тексту нежели музыкальному сопровождению.
В зависимости от поставленной цели песни можно использовать для лучшего усвоения учебного материала, ознакомления учащихся с музыкальной культурой и традициями страны изучаемого языка, организации досуга учащихся и снятия усталости на уроке. Одна из первых песен в программе кружка — песня об алфавите. Она помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и прочно запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите. Впоследствии это поможет при работе со словарем легко и быстро отыскивать нужное слово. Если учитель поставил целью научить учащихся произносить трудный для них звук, то при выборе песни учитывается частотность повторения звука в словах песни. В любом изучаемом языке есть песни с элементами звукоподражания (пение птиц, звуки, издаваемые животными, насекомыми, журчание воды, шелест трав и листвы и т. п.), которые дети очень любят и старательно воспроизводят не только звуки, но и интонацию в процессе разучивания текста.
С помощью песен, рассказывающих о школе, доме, будничных заботах, работе в саду, поле, уходе за животными и т. д., можно ввести и закрепить новый лексический материал. Выбор песни с тематической лексикой и время ее разучивания зависят от изучаемой по программе темы. Исполнение такой песни участниками хорового кружка на уроке в момент изучения темы активизирует внимание всего класса, повышает эффективность усвоения новых слов. Некоторые песни способствуют лучшему усвоению структуры предложений различных коммуникативных типов, временных форм глаголов, модальных глаголов, местоимений и другого грамматического материала. Как правило, они разучиваются на занятиях кружка вслед за изучением материала на уроке.
Использованная литература:
- С.Н. Савина «Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе», серия «Библиотека учителя иностранного языка», М., «Просвещение», 1991.
- Под. ред. М.К. Колкова «Методики обучения иностранным языкам в средней школе», пособие для учителей, аспирантов и студентов. С-Пб., «Каро», 2006.
- Л.В. Калинина «Предметная неделя английского языка в школе», «Библиотека учителя», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
Тэги: 2007